пятница, 23 августа 2024 г.

Космическая ржавчина в реальности

Здравствуйте, друзья. Для любого коллекционера игрушек не секрет, что со временем белый и некоторые другие цвета пластика неумолимо желтеют. Такова суровая реальность. Вот только одно дело, когда вещь теряет свой внешний вид через несколько лет, и совсем другое, когда это происходит за несколько месяцев! В 2021 году фанаты трансформеров с ужасом обнаружили, что практически новые фигурки "тухнут" в рекордно короткие сроки. Сейчас, как вы понимаете, это уже не новость, но я не мог не посвятить статью такому существенному явлению. Целей у неё две: рассказать об этом безобразии тем, кто не следит за миром трансформеров, и задокументировать мои потери.

Факты

Самое страшное, на мой взгляд - это количество подверженных экстремальному пожелтению трансформеров. В список входят Мегатроны Earthrise, Netflix, Selects; Саундвейвы Netflix и Legacy; Старскримы Shattered Glass, SS-86, Premium Finish (вот уж премиум так премиум...); SS-82 Рэтчет; Cyberverse Арси; Артфайер; Тигатроны Kingdom и Golden Disc Collection - причём это лишь те, кого я написал на память. Увы, и в моей коллекции имеются "заражённые": Kingdom Циклонус, Selects G2 Рамджет, R.E.D. Мегатрон и Earthrise Судья. SS-86 Спайк Уитвики, который был одним из первых громких случаев пожелтения, у меня тоже есть, но он ещё держится.
Пока на 100% нельзя сказать, закончились нелады Хасбро с пластиком или нет. Испытания фанатам приходится проводить на себе, потому что компания боится опозориться официальными заявлениями (не считая упоминания вскользь на одной из трансляций, когда всё свалили на коронавирус). Немного перефразируя Крида из сериала "Офис": 
И, разумеется, в тот год, когда я забил на проверку качества продукции, случилось такое.
Если вам интересно более подробно изучить вопрос, огромный массив информации собран энтузиастами на англоязычном аналоге Русбионикла для фанатов трансформеров - TFW2005. Больше 200 страниц с перечислением всех возможных затронутых пожелтением фигурок, всех возможных параметров этих фигурок, всех возможных условий их содержания и всех возможных способов восстановления цвета. К сожалению, резюме на данный момент могу дать только такое: неизвестно, что именно вызывает пожелтение, как этого избежать, какой точный список фигурок ему подвержен (он может быть больше, чем удалось собрать коллективному разуму), останавливается ли пожелтение до того, как превратит весь свой кусок пластика в "золото" (а такие примеры есть), и приводит ли оно к повышению хрупкости. Как-либо восстановить цвет, насколько я знаю, никому не удалось - пострадавшие части можно только покрасить, причём не всякая краска подойдёт.

Мой вклад

Теперь давайте подробнее взглянем на то, как менялись мои трансформеры под действием этого проклятия. На самом деле статью об этом явлении я хотел опубликовать ещё в 2022 году, но тогда не сложилось. Зато у меня остались фотографии, поэтому у нас есть возможность сравнить ситуацию спустя ровно 2 года. Всё это время перечисленные трансформеры стояли у меня либо в полной темноте, либо не на свету, однако, как мы увидим, остановить деградацию такое решение не помогает. Для меня это одна из самых печальных особенностей жёлтой чумы. Неоднократно люди писали даже о фигурках, которые, будучи запечатанными, доставались им с заметным изменением цвета.
Начнём с R.E.D. Мегатрона, о пожелтении которого я писал ещё в своём обзоре, правда, тогда я ещё не знал, насколько это глобальная проблема. С тех пор один из дисков в щиколотке и суставы в плечах стали заметно зеленее, причём к ним присоединился воротник, который в начале 2021 года, когда был отснят обзор, выглядел абсолютно нормально.

Если К.Р.А.С.Н.Ы.Й. Мегатрон не слишком распространён, то вот Циклонус из Kingdom есть, наверное, почти у всех фанатов трансформеров, которые собирают современные Generations. Не считая проблемы с желтизной, фигурка великолепна, вот только не считать эту проблему невозможно. Циклонус буквально напичкан некачественным пластиком! Изменяют цвет верхние части бёдер, ладони, нижние части плеч, верхние части плеч, шея и ещё несколько элементов, более заметных в альтернативном режиме. Кошмар! Поначалу на это можно даже не обратить внимание, потому что нужно учитывать, что разные виды пластика даже имеющие один цвет могут отличаться оттенком, не говоря уже о тех частях, которые были покрашены. Но при сравнении бок о бок деградация материала очевидна.
Справедливости ради я должен покаяться перед вами за небольшие искажения на моих фотографиях. Думаю, вы замечали, что цветокоррекция не мой конёк, поэтому оттенки пластика в реальности могут отличаться не так, как на иллюстрациях. К тому же фотографии 2022 года я обработал сразу, а значит даже одинаковые на 100% фильтры к исходникам применить возможности не было.

Страннее всего болезнь проявляется у Рамджета. Если у других моих фигурок изменение цвета происходит равномерно внутри своей детали (включая Судью, у которого погрязнели "язычки" под лицами), то у конусоголового желтизна растекается из одной области, как плесень (это не она: так происходит у всех обладателей Рамджета). С одной стороны, это временно позволяет спрятать желтизну с некоторых ракурсов, но с другой, выглядит она ещё более неприятно.

Думаю, никто не будет спорить, что это вопиющая халатность со стороны Хасбро. Я не знаю, насколько серьёзно компания упала в глазах широкой общественности, но в среде фанатов немало людей выражали своё недовольство. Я ужасно разочарован. Из-за этого обвала качества я отказался от SS-82 Рэтчета и Shattered Glass Старскрима, боюсь тратиться на Selects Циклонуса и SS-86 Ультра Магнуса (с ним вероятность низкая, но он слишком дорого стоит для любой). Очень хочется верить, что проблема действительно решена, но, чтобы убедиться в этом, нужно время.

8 комментариев:

  1. Забота об экологии.
    Сначала начали продавать фигурки с ОГРОМНЫМ вырезом, на месте которого должен был быть пластик, чтобы в магазине можно было их облапать, теперь используют желтеющий пластик.

    ОтветитьУдалить
  2. Желтизна пластика происходит в следствии длительного нахождения под воздействием солнечных лучей или/и в следствии перепада температур, если стараться соблюдать изоляцию фигурок от этих двух факторов, то можно сохранить чистоту оттенка. По трансформерам не знаю, но выглядит действительно ужасно, а как далеко эти фигурки стояли от солнечных лучей?..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ситуация намного сложнее, чем ты думаешь

      Удалить
    2. Не стоило тогда вскрывать эту тему. Ведь это не Чикатило и даже не архивы спецслужб. Таким молодым и шутливым все легко.. тут ситуация намного сложнее.

      Удалить
  3. Приветствую, Саша!
    Я не интересуюсь Трансформерами, но попытаюсь дать ответ основываясь на своём опыте с LEGO.
    1) Ультрафиолет здесь не при чём. Во-первых, если бы это была вина ультрафиолета, то фигурки бы более-менее равномерно покрывались желтизной и, естественно, желтизна бы полностью отсутствовала на обратной стороне фигурки которая не контактирует с солнечным светом. Во-вторых, с проблемой желтизны от ультрафиолета очень легко бороться ванной из перекиси водорода. Я сомневаюсь, что никто из "коллективного разума" на двухстах страницах не попробовал этого.
    2) Раз у некоторых фигурок жёлтыми становятся отдельные детали (причём полностью и равномерно), значит здесь причиной является другой состав пластика. Все помнят джоинты серии BIONICLE Stars? Рассыпались, в основном, именно джоинты, т.к. они сделаны из пластика другого состава (более эластичного?). Думаю, так же все в курсе относительно недавней истории с бордовыми систем-тайлами? Они просто рассыпались буквально "из коробки". Из совсем свежего: история с лаймовыми пинами с отверстием из Technic. Они сильно отличаются по цвету и некоторые люди догадались подсветить их ультрафиолетовой лампой - они буквально светятся в темноте! Значит состав пластика другой именно у этого цвета из серии таких же пинов. Влияет ли это на их долговечность - ещё не известно.
    Приведу пример из личного опыта. У меня есть фигурка из набора 6237 Pirate's Plunder, 1993 года выпуска, купленного в 1995. Ещё из детства. В наборе есть офицер Имперской стражи в белом костюме с красным кителем. Так вот, одна нога у него по сей день абсолютно белая, а вторая цвета прокуренных обоев!
    3) Что касается появления пятен на отдельных элементах трансформеров. Тут я просто выскажу предположение:
    состав пластика плохо перемешан;
    пластик неравномерно остывал в пресс-форме или после его извлечения из неё;
    на самой фабрике в месте хранения детали подверглись какому-то воздействию.

    ОтветитьУдалить

Вы можете указать своё имя, выбрав "Имя/URL" вместо "Анонимно". Поле URL заполнять необязательно